Школа психологии в Киеве. Как формируется психика человека: часть 2 - Онлайн курси

Формирование мышления

В первой части (https://itstolytsa.ua/blog/100-psikhologiya/1382-kurs-prakticheskoj-psikhologii) мы уже писали, что где-то в три года ребенок переводит внешнюю речь родителей, которая сопровождала все его действия, во внутреннюю речь. Он интроецирует (то есть вбирает) их понятия, а потом и свое “я”. Сначала его мышление о мире существует в виде плоскости. Есть просто люди и их функции “по умолчанию”: мама любит, папа учит, бабушка балует, друг делится, враг жадничает. Если следствие нарушено, например, мама бьет, а значит – не любит, ребенок просто захочет другую “маму”.

Уже в пубертатном периоде из плоскости мышление превращается в пространство. Ребенок начинает понимать, что все не так однозначно, что реальность куда сложнее, у других людей есть свои чувства и они часто действуют наперекор желаниям самого ребенка.

Когнитивные схемы

  • Общественная среда

Общество дает нам инструкции, которые мы усваиваем. Когда мы мыслим плоскостью (смотрите выше), то инструкции существуют в примитивном виде. Когда появляется сложное пространство мышления, инструкции преобразовываются.

Приведем понятный пример: деление людей на “мальчиков” и “девочек”. Детям дают однозначные инструкции, как себя ведет мальчик, а как девочка. В разных обществах разные инструкции. Там, где девушки до сих пор в низшем положении, их учат быть покладистыми, значит остаются подходящие нейроны (читайте первую часть материала), а нейроны, отвечающие за напористость характера, отмирают.

  • Микросреда

Это семья ребенка. Она тоже очень влияет на развитие психики. Это состав семьи, отношение матери и отца к ребенку, роли в семье (иерархия ролей). Если мама считает папу главой семьи, то и у ребенка формируется соответствующая установка.

Нужно отметить и запомнить, что не только инструкции влияют на структуру нейронов, но и генетика. То есть в формировании психики участвует и генетическая предрасположенность, и влияние социальной среды (окружения и семьи).

Эмоции

Возникновение и развитие эмоций (страха, радости, интереса, горя и т.д.) тоже прочно связано и с обучением ребенка окружающими, родителями, и с нейрофизиологией. К примеру, ребенок не научится улыбаться, пока в мозге не сформируются нейроны, которые отвечают за зрение. Когда он сможет увидеть и различить улыбающиеся лица родителей, то и сам начнет радостно улыбаться, повторяя за ними.

Последняя часть по ссылке https://itstolytsa.ua/blog/100-psikhologiya/1379-psikholog-obuchenie. Если устали читать, записывайтесь на наш курс по психологии, программу обучения тоже оставляем тут: https://itstolytsa.ua/nashy-kursy/kursy-lichnogo-razvitiya/psikhologiya.

Запись на курсы

Перезвонить ?